Киевский опыт и альтернативы.
Почему «большое» уже не синоним «красивое»?
Так уж случилось, что современный строительный бум захватил в основном и подавляющем количестве архитектуру жилья.
Причина очевидна – быстрые деньги на продаже квартир и сверхприбыли застройщиков. С профессиональной точки зрения, функциональная типология архитектуры жилья достаточно глубоко изучена, проработана и регламентирована. Найти нечто оригинальное крайне сложно, а весь кайф в архитектурном творчестве как раз и состоит в поиске нового. Поэтому зачастую и тянет коллег на акцентное формотворчество в такой рутинной жилой застройке, основной пространственной характеристикой которой всегда была «спокойная, фоновая и гармоничная».
Другой причиной может служить произвольная раздача земельных участков, когда жилые дома становятся градостроительными доминантами на крупных проспектах и площадях города, занимая место общественных зданий. Но это уже не столько архитектурная проблема, сколько просчеты (или расчеты) муниципальных властей.
Так и случилось с нашим жилым комплексом на ул. Луначарского-Ликарняной (возле метро «Левобережная»). Участок занял часть территории Левобережного центра (по ПДП), при том – на его центральной оси, фланкируемый Левобережным почтамтом и строящимся административным «Домом техники». Такое размещение потребовало многовариантного поиска и многократного его рассмотрения на градсовете. В результате рассмотрения семи вариантов пространственного решения был отобран вариант радиального планировочного решения здания.
Такое планировочное решение позволило увязать его с радиальным же объемом Дома техники и строгим кубическим объемом Левобережного почтамта, не привязываясь жестко к центральной планировочной оси Левобережного центра, зафиксированной недостроенным административным зданием на противоположной стороне ул. Луначарского (бывший Госснаб).
Высотные характеристики объема должны обеспечить его доминирующую роль в ансамбле, поэтому и появилось 18-20-22 этажное развивающееся в глубину здание со стилобатом по главному фасаду.
В планировочном смысле комплекс состоит из трех блоков, двух жилых радиальных секций и офисного блока. Первые два этажа жилых секций также офисного назначения, подземный автопаркинг под всем пятном здания.
Отгородившись такой радиальной стеной от шумной улицы, мы создаем уютный двор с входами в жилые секции и необходимым благоустройством в глубине участка.
Многие решения в планировке этих секций продиктованы условиями инсоляции жилых помещений, влиянием на нее окружающей застройки и воздействием нашего здания на близрасположенные жилые дома.
Комплекс в настоящее время строится, уже можно оценить некоторые его физические параметры.
Нам приходилось в ходе согласования выслушивать много критики за радиальную планировку здания, однако в натуре эти слегка трапециевидные комнаты, раскрытые на Днепр, не представляют сложности для оборудования их будущими жильцами.
Другой вопрос – высотность. Здесь есть проблема: оправдана ли такая этажность для комфортного жилья? Судя по темпам продажи квартир, высота не пугает покупателей. Будем надеяться, что все лифты будут исправно работать на всех стадиях заселения комплекса (это уже проблема эксплуатации).
Отношение к высотности в жилье двоякое: с одной стороны, градостроительные условия и давление заказчиков – «за» подъем высоты оправдывают подъем высоты, с другой, жутковато жить на 23 этаже с опаской, что вертикальный транспорт подведет в нужную минуту.
В ходе эксплуатации построенной по нашему проекту спаренной 22-24-этажной башни по ул. Великой Китаевской (между просп. Науки и ул. Саперно-Слободской) выявлено, что опасения на счет лифтов оправданы в наших условиях, когда лифтер становится самым «уважаемым» человеком для всех жильцов дома.
Поэтому можно рекомендовать продолжить наращивание высотности как основное направление для строительства социального жилья, для снижения его себестоимости за счет компактности фундаментов.
Альтернативным направлением может стать формирование низко этажного высоко комфортного жилья, т.н. «элитного» в гармоничном природном окружении. Но для этого необходимы большие участки территории и соответствующее развитие транспортной и инженерной инфраструктуры. Впрочем, резервы территории у города есть даже в ареале общегородского центра, достаточно расчистить огромные участки неработающих и разбазаренных промпредприятий. Но это уже задача для властей.
Необходимо поставить «телегу» на свое место, вернуться к практике резервирования земли для проектирования, а окончательный отвод делать после утверждения проектной документации в соответствии с планом детальной планировки района.
руководитель ТАМ «Арх-Дизайн Бюро»
кандидат архитектуры Приймак В.В.