Arch-Design Bureau » Статті

The architect
Автор: Владимир Приймак

1. Сегодня проекты высотных жилых и общественных зданий включают в себя подземные этажи. На чем основана тенденция «закапывать деньги в землю»?
2. Существует ли проблема сложных киевских грунтов? Учитывается ли она при проектировании?
3. Насколько подземное строительство удорожает проект?
4. Можно ли точно рассчитать затраты и сроки реализации или подземное строительство – непредсказуемо?
5. Существует ли необходимость привлечения зарубежных специалистов? Чем чревато привлечение компаний, у которых есть опыт реализации проектов с подземными сооружениями, но нет опыта работы на Киевских грунтах?
6. Как бы Вы оценили профессионализм и компетентность отечественных компаний, работающих в этой сфере?
7. Как влияет на подземное строительство плотность городской застройки? Допускаются ли ошибки?
8. Современные технологии и методики защиты от негативного воздействия на соседние фундаменты (струйная геотехнология; «стена в грунте»): насколько высока их эффективность?
9. Разработаны ли в Украине нормативы, касающиеся подземного строительства


Подземная урбанистика всегда была актуальным объектом изучения в архитектурной науке и практике. Еще в конце 70-х годов прошлого века разрабатывалась мною, как тема для диссертации. Позднее она трансформировалась у меня в архитектуру центров общественного обслуживания.

Киевская практика в освоении подземного пространства для создания транспортно-коммуникационных узлов (ТКУ) в единстве с многофункциональными комплексами обслуживания (МФК) была в свое время самой передовой в советское время. Комплексов, подобных нашей «трубе» не было даже в Москве. Другой вопрос в качестве этого обслуживания, но сам подход – совмещение пересадочного узла с попутным обслуживанием был передовым.

Теперь мы наблюдаем другую крайность – насыщение подземных переходов магазинами вовсе не попутного обслуживания, а специализированными. Это, на мой взгляд, нерационально – вряд ли кто-нибудь пойдет за мебелью в подземный переход. Впрочем, теперь это арендуемые отсеки и каждый предприниматель в праве решать, чем ему торговать.

Таким образом, подземное строительство является частью более важного градостроительного явления – подземной урбанистики – освоения подземного пространства, формирования в нем многофункциональных комплексов. Использование таких комплексов может быть многообразным, от транспортных сооружений, пересадочных пешеходных переходов, парковок, до создания торговых и развлекательных центров.

Строительство таких сооружений всегда было дорогостоящим занятием, связанным с реконструкцией инженерной инфраструктуры, гидроизоляцией, технологией обслуживания, вентиляцией, инсоляцией и водоотведением. Поэтому, до возникновения рыночных отношений, в т.ч. скрытого рынка земли, оно не было эффективным.

В современных условиях подземная урбанистика стала экономически оправданной. Но здесь мы опять наступаем на грабли собственной недальновидности, запирая пешеходов и сервис под землей, а транспорт заполняет не только проезжую часть улиц, но и тротуары. Такой подход надолго запирает решение транспортных проблем в самых центральных узловых местах города. При этом, отсутствие новых инвестиций в развитие подземной инфраструктуры города не дает оснований надеяться на возможность решения этих проблем и в перспективе.

Из наиболее успешных приемов освоения подземного пространства на локальном уровне остаются получившие широкое распространение подземные паркинги под жилыми и общественными зданиями. Следует признать, что принятие постановления Киевради об обязательном обеспечении жилых домов 50-100% (периферия-центр) квартир соответствующим количеством мест в паркингах, послужила толчком для решения этой проблемы.

При сохранении высоких темпов автомобилизации и отсутствии позитивных изменений в развитии транспортной инфрастуктуры дефицит коммунальных паркингов будет нарастать. Пути решения общеизвестны из зарубежной практики – создание крупных доступных парковок возле периферийных станций метро, ограничение въезда в центр, децентрализация функций управления и снятие напряжения с общегородского центра.

При этом, отвечая на Ваш 1 вопрос, ни о каком «закапывании денег в землю» речь не идет, все паркинги успешно продаются или сдаются аренду. А в случае с жилыми и общественными зданиями они просто необходимы, кроме комфорта, при их создании решаются и другие технические и конструктивные проблемы, используется рельеф, подпорные стены и ростверки, становясь частью сооружения паркингов.
2.Безусловно, наши киевские грунты вносят свои корректировки в технические, конструктивные и гидрогеологические решения. Необходимо пропускать дренажные стоки, удерживать грунтовые воды, но все эти проблемы решаются в наших проектах и при их реализации. Главное – не экономить на гидроизоляции.
3. Удорожание строительства происходит пропорционально создаваемым дополнительным площадям, что естественно. Другой вопрос – удержание окружающего рельефа и существующей застройки – это действительно приводит к дополнительным затратам. На одном из недавних реализованных объектов нам пришлось запроектировать стену из 100 буронабивных свай для того, что бы удержать ветхий 4-этажный дом послевоенной постройки. Стоимость ее – более 4 млн. грн., легла тяжелым грузом на стоимость квадратного метра продаваемых квартир. И конструкцию этой стены использовать под землей мы не могли, осталась захороненной за стеной паркинга.
4. Точно рассчитать затраты и сроки строительства можно в проекте, другое дело – их соблюдать при реализации. Конечно, сюрпризы всегда возникают, что часто влияет на проектные решения и сроки строительства.
5. Зарубежных специалистов, на мой взгляд, целесообразно привлекать на сооружение подземных транспортных тоннелей. Такие тоннели могут спасти Киев от полного транспортного коллапса. Локальные задачи строительства подземных сооружений наши подрядные организации успешно решают.
6. Оценивать качество подрядных работ мне тяжело, боюсь остаться субъективным в оценках. На моих объектах хорошо себя зарекомендовала корпорация «Инбуд», «КГС-3» немного неровно на разных объектах.
7. Безусловно, плотность окружающей городской застройки влияет на конструктивные и другие инженерные решения, принимаемые при проектировании, в сторону их усложнения. Ошибки бывают везде, но стараемся их избегать при разработке и на стадии прохождения госэкспертизы проектов.
8. Такие технологии существуют, необходимо активнее их пропагандировать, в том числе и в Вашем журнале.
9. Нормативы на подземное строительство возможно и существуют, распыленные по различным отсекам норм. Необходимо их систематизировать и распространять.

В Голландии строительные нормы (нормы проектирования) ежегодно(!) переиздаются в виде одного(!) толстого тома и за 300 евро доступны каждому желающему. У нас – большая удача найти необходимый ДБН, информации в свободном доступе очень мало и она не систематизирована.


С уважением,
Владимир Приймак
Кандидат архитектуры, руководитель мастерской «Арх-Дизайн Бюро» (www.adb.kiev.ua)



« інші статті