Arch-Design Bureau » Статті

Використання скла в архітектурі
Автор:

Володимир Приймак

Директор ПП "ТАМ Арх-Дизайн Бюро"



К материалу в архитектуре отношение философское. Все строительные материалы для нас – элементы языка, на котором мы пытаемся формировать пространство и доносить свои представления об архитектуре обществу.

В современной архитектуре стекло стало символом прогресса, в буквальном смысле отражением наших технических возможностей. Здесь можно усмотреть и «транспарентность», - открытость формы, как отражение открытости демократического общества. В некоторых зданиях используются и мультимедийные приемы, создание в стеклянных фасадах подобия плазменных экранов, дисплеев. Можно ожидать дальнейшее расширение информационных возможностей таких стеклянных фасадов.

Весь путь развития современного движения, как индустриальное отражение развития цивилизации в ХХ веке, проходил под триумфальное вторжение стекла в архитектурную форму. Начиная от конструктивизма и Баухауза, через Афинскую хартию, небоскребы Чикагской школы, чистоту форм Миса к нашим подражаниям в 60-80-е годы – к аквариумам аэропортов (помните Вознесенского?).

Однако, ваш журнал, наверное, волнуют более близкие времена. Ну что ж, на современном этапе стекло, как основной мотив для фасадов, опять в моде в нашей архитектуре, это некий «мейнстрим» в ее развитии. Конечно, современные технологии предоставляют массу возможностей в интерпретации архитектуры фасадов, вплоть до полного растворения формы в пространстве за счет минимизации импостов между стеклопакетами, даже их скрытию, когда остается только след от шва между стеклами. Сам материал стекла стал высокого качества - полированная поверхность, напыление, светоотражающие пленки, энергосберегающие стекла и т.д.

Что до архитектурных элементов, в которых традиционно использовалось стекло, то теперь это не только окна, но и крыши, стены, ступени, мебель и т.д.

В наше «докризисное» время (думаю, уже пора вводить такой водораздел) мы уже научились использовать стекло, как элемент фасадных систем. В жилой застройке это – эркеры, экраны балконов, панорамные окна. В коммерческой – остекление вестибюлей, атриумов, фасадов офисных зданий.

Что до жилой коммерческой архитектуры, то использование стекла в основном заканчивалось на металлопластиковых переплетах окон, причем в редких случаях - не белых. Но за счет огромного объема на каждом крупном комплексе мы, я думаю, здорово способствовали продвижению этих материалов на наш строительный рынок.

При этом условия игры таковы, что архитекторы делают вид, что не знают о предстоящем после сдачи в эксплуатацию остеклении балконов. Пожарники делают вид, что остекления не будет (по их нормам мы должны оставить «отстойник» 1,2х1,2 м на балконе для спасения потенциальных погорельцев). А частные инвесторы квартир первым делом после заселения квартир берутся их остеклять, часто использую абсолютно другие стеклопакеты и переплеты, чем на всем остальном фасаде. Никакой управы на них нет, все считают квартиру своей частной собственность и городят в ней что хотят. Добро бы – дело заканчивалось остеклением, а то ведь и стены переносят и надстройки сооружают, а коллеги – дизайнеры им в этом помогают. В результате – через пару лет после сдачи дома в эксплуатацию его трудно узнать даже автору проекта.

Выходом из ситуации могли бы стать универсальные нормы, в которых нашли бы отражение и современные представления об архитектуре, и технические возможности систем пожаротушения, и норма о сохранении архитектуры фасадов в неизменном виде в задуманном автором виде на всем протяжении срока эксплуатации здания (хотя бы на 20-30 лет). Противников такой идеи приглашаю присмотреться к современной западной архитектуре, благо – она «транспарентна» (информативна, прозрачна) настолько, что можно заметить идентичность расстановки стильной мебели внутри квартир, единство в оформлении оконных проемов, лаконизм балконов (без санок и трусов на веревках).

Очевидно, что такие дома строятся и управляются одним хозяином, квартиры меблируются и сдаются внаем, либо продаются, с обязательством не нарушать авторскую архитектуру. Безусловно, такое жилье высокотехнологично, требует техобслуживания и ремонта, как дорогой автомобиль. А ведь по ценовой характеристике жилья мы едва ли не обогнали этот Запад. Пора бы научиться и управлять этой недвижимостью на уровне дорогих автосалонов.

Объемы использования стекла в жилой архитектуре тоже должны быть разумны. В поздне-советское время было даже такое ругательное слово в архитектуре – «стекломания». Имелось в виду то, что при проектировании окон надо думать об огромных теплопотерях, экономии тепла и средств (стекло – дорогой материал). Многое из той критики остается актуальным и до сих пор. Не смотря на наличие высокотехнологичных окон (энергосберегающих), их стоимость и вес заставляют задуматься над целесообразностью больших объемов стекла в жилье. Жить в «аквариуме» хорошо в уединении на природе (вспомните манифест «интернационального стиля» - дом Филиппа Джонсона). Выходить–же в «ниглеже» к стеклянной стене во весь рост на главной улице – по меньшей мере, не разумно.

В наших широтах случаются зимы с морозами, летом – жара, все это заставляет умерить аппетиты при остеклении фасадов. Особенно, в связи с энергетическим кризисом и шантажом «старшего брата» - читателям декабрьского номера вашего журнала будет понятно.

Не хотелось бы заканчивать банальным перечислением удачных примеров использования стекла в архитектуре, ведь стекло – философская категория в архитектуре. Его чистота и строгость, блеск и отражения – все настраивает на поэтический, музыкальный лад. Поэтому ограничусь пожеланием дальнейших успехов западным разработчикам технологии стеклянных фасадов, а нашим архитекторам – учиться разумно его применять в наших условиях.



« інші статті